Виды парусного вооружения

Паруса делятся на два главных вида: прямые и косые.

Прямые паруса ставятся попёрек судна и крепятся к реям (горизонтальная балка на мачтах). Имеют вид равнобокой трапеции или прямоугольника. Управление прямым парусом осуществляется разворотом рея в горизонтальной плоскости. Нижний край иногда имеет полукруглую выемку, а нижние углы оттянуты в стороны. Прямые паруса не делятся ни на какие разновидности. Широкое распространение прямые паруса получили благодаря возможности получать огромные парусные площади путём совокупности небольших парусов. Для управления прямым парусом требуется 1 человек на каждые 5-8 квадратных метров площади полотна. Все виды прямых парусов симметричны относительно центральной вертикальной линии.

Косые паруса крепятся к рангоуту или снастями не серединой, а передним краем— так, что при безветрии висят не поперек, а вдоль судна (при ветре — в диаметральной плоскости палубы). Они могут иметь разнообразную форму. Разновидностей комых парусов множество. Все они делятся на две группы: косые простые и косые рейковые.

Косые простые.

Самый простой из них — бермудский парус. Имеет треугольную форму. Бермудским он называется потому, что европейцы впервые увидели его на туземных лодках, когда открыли Бермудские острова. Бермудские паруса являются одними из самых простых и удобных в управлении. Бермудские паруса включают в себя два типа: задний край у них может быть прямым или округлым — с целью увеличения площади паруса. В этом случае к парусине пришивают специальные узкие карманы (лат-карманы) и в них вставляют гибкие длинные пластины – латы, которые помогают избежать на парусе появления складок. Нижний край бермудского паруса прикрепляется к гику*, а передний к мачте.

* Гик (от нидерл. giek букв. — палка) — горизонтальное рангоутное дерево, одним концом (пяткой) подвижно скреплённое с нижней частью мачты парусного судна.

Второй вид простых косых парусов - гафельный**.

**Гафель- наклонное рангоутное дерево, поднимаемое по мачте и упирающееся в неё пяткой.

Парус четырехугольный. Верхний край его шнуруется к гафелю, а все остальное— как у бермудского паруса.

Третий вид очень похож на гафельный, однако он тонкий, длинный и ставится почти вертикально, обычно — на невысокой прочной мачте. У паруса четырехугольная форма, но верхний задний угол поднят так высоко, что издалека парус можно принять за треугольный.

Называется такой стоячий гафель – гуари. Потому у этого типа парусного вооружения такое же название. Этот парус удобен тем, что при срочной необходимости, например, при шквале, его легко убрать. Шпрюйт*** можно довольно быстро ослабить, или вовсе обрубить, в результате гафель упадет и площадь паруса резко уменьшится в несколько раз.

***Шпрюйт - Снасть, которой гафель-гуари притягивается к мачте. Поэтому парусное вооружение "гуари" именуют иногда шпрюйтовым.

Четвертый тип — шпринтовое. Шпринтовое парусное вооружение получило название от особой детали рангоута, которая называется шпринтов.

У шпринтова та же задача, что и у гафеля — удерживать задний верхний угол паруса. Но крепится у мачты шпринтов не как гафель. Своей пяткой он упирается где-то в нижнюю часть мачты выше гика, и идет круто вверх.

Косое рейковое парусное вооружение.

Рейковым оно называется потому, что в нем всегда присутствует особая рангоутная деталь— реек**** (не путайте с реем для прямых парусов).

****Реек- тонкий шест в морской практике, имеющий самое различное применение.

Реек ставится на мачте косо. Один конец его — тот, что потолще и покороче — смотрит наклонно вниз, а тонкий и длинный — вверх. Это общая деталь для рейкового парусного вооружения. Но формы у парусов бывают разные.

Первый тип — латинский. Он так называется потому, что использовался в европейских странах еще во времена древнего Рима. Еще раньше такие паруса были известны на Востоке, например, в Египте. Передний край треугольного паруса пришнурован к рейку, а задний и нижний свободны. Латинский парус иногда бывает и четырехугольным, тогда свободны два нижних угла.

Следущие два вида косых парусов очень похожи на гафельный.

Существуют небольшие суда, которые называются "люгеры". Главный парус на них ставится четырехугольный. От названия судна пошло и название паруса — люгерный. Верхний край этого паруса держится на рееке, нижний на гике. Отличие от гафельного в том, что люгерный парус верхней частью выдается вперед мачты, а не пришнурован к ней.

Так же, как бывает стоячий гафель — гуари, в люгерной системе встречается —стоячий люгер.

Четвертый вид рейкового вооружения – Разрезной фок. Его можно встретить на современных шлюпках. Фактически это два паруса. Передний называют кливер, а задний—фок. Обычно гик на фок не устанавливается, для удобства управления к нижнему краю паруса иногда прикрепляется весло или реек.

Итого: у прямых парусов разновидностей нет. А косые делятся прежде всего на простые и рейковые. Среди простых косых выделяются: бермудский, гафельный, гуари, шпринтовый. Среди косых рейковых: латинский, люгерный, стоячий люгер, разрезной фок.

Названия парусов в зависимости от расположения на судне, а также устройство паруса будет рассмотрено в отдельном посте. Ну и пара красивых картинок бонусом)

Спасибо тем кто дочитал до конца.

P.S. баянометр ругается на крем от бритья о_О

879 6 886
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: